НОМИНАЦИЯ «О РОДИНЕ СЛОВО И ПЕСНЯ»

Тема 10. 95 лет со дня рождения В.М. Шукшина

«Нам бы про душу не забыть»

На сибирской земле жили многие замечательные люди – ученые, поэты, художники, писатели... Одним из них был Василий Макарович Шукшин. В этом году ему исполнилось бы 95 лет.

Сростки – название села на Алтае, где родился будущий писатель, он же – талантливый режиссер и артист кино. Детство Шукшина было нелегким, во многом похожим на детство любого сельского мальчишки того времени. Правда, отличала его от сверстников одна особенность – всегда носил заткнутую за ремень книгу, много и жадно читал.

Мама, Мария Сергеевна, – великая труженица, терпеливая и добрая. Находила время интересно рассказывать детям о далёких предках, которые переселились с Волги и Дона на Алтай, поведала много простых, жизненных историй. Всё это будущий писатель жадно слушал. Позже он скажет: «Я у неё учился писать рассказы». Любовь к матери Василий Макарович пронес через всю жизнь.

В победный 1945 год Василий закончил семилетку. Чтобы помочь семье, много работал: грузчик, водитель, слесарь на заводе. Отслужив на флоте, продолжил трудиться в родном селе. Уже в 25 лет поехал в Москву учиться. В литературный институт не взяли. Зато приняли на режиссёрский факультет института кинематографии. На третьем курсе в разных журналах стали появляться первые рассказы Шукшина.

Название первого сборника – «Сельские жители» (1963 г.). Сразу стало понятно, что в литературу пришел необычный автор – человек с большой любовью к русской деревне, ее жителям. Непостижимая русская душа – вот тема, которая стала главной в творчестве сибиряка. Его герои разные: озорные и грустные, талантливые и чудаковатые, грубые и добрые, простодушные, бескорыстные, совестливые… Часто с неудавшейся судьбой, но любящие жизнь!

Почему в городе люди более заносчивые? Откуда злость у бывших деревенских? Всегда ли по-человечески мы поступаем? Что с нами не так? Эти и другие вопросы задает писатель в своих рассказах, повестях, сценариях фильмов. «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди…» . В этих словах Шукшина, сказанных на встрече со зрителями и читателями, суть всего его творчества.

Как много он успел всего за 11 лет! Написаны более сотни рассказов, пять повестей, два исторических романа, четыре киносценария. Сыграны десятки ролей в кино. Сделано много, а сколько еще смог бы, не остановись его сердце в 45 лет. Он умер во время съёмок фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. А на родине писателя, в Сростках, уже много лет ежегодно проходят фестивали его памяти.

Исследователи творчества Шукшина считают, что истоки его таланта – там, на малой родине, где семья, соседи с потрясающими песнями и прибаутками, где текут быстрые и чистые воды Катунь-реки. Где научился великий сибиряк понимать, любить и чувствовать простого человека.

Конкурсные задания:
  1. Исследователи творчества Шукшина считают, что истоки его таланта – там, на малой родине, где семья, соседи с потрясающими песнями и прибаутками, где текут быстрые и чистые воды Катунь-реки. Где научился великий сибиряк понимать, любить и чувствовать простого человека.
  2. Нарисуй Шукшина в детстве – с книгой за поясом или в руках, читающим на высоком берегу реки Катунь. А может быть – слушающим рассказы матери.
  3. Послушай небольшой рассказ «Чудик» Василия Шукшина и изобрази, как Чудик раскрасил детскую коляску или какое-нибудь другое из его «чудачеств», сделанное по доброте душевной.

Тема 11. Константин Яковлевич Лагунов. С любовью о Сибири

Константин Яковлевич Лагунов – тюменский писатель, Почетный гражданин города Тюмени. В сентябре ему исполнилось бы 100 лет. Он написал более 50 книг, из них – 12 романов и множество замечательных повестей-сказок.

Детство писателя прошло в Тобольском районе, в селе Малозоркальцево. В 17 лет он начинает работать воспитателем в Голышмановском детском доме. Потом заканчивает Тюменский пединститут, много ездит по стране и много пишет.

Его книги для взрослых – о наших земляках, которые живут и трудятся в богатой полезными ископаемыми Сибири, среди таежных лесов.

А для детей Константин Лагунов сочинил несколько повестей-сказок. Самые известные из них – о необыкновенных приключениях трех друзей: собак Ромки Рамазана, Фомки и Артоса.

«Жил-был пёс. Чёрный бархатный нос. Уши – лопушком. Белое брюшко. Шея – дугой. Хвост – трубой. Не старик, а бородат. Рыжая бородка. Бахромой усы висят. Важная походка. Звали его Ромка Рамазан».
«Ещё два друга было у Ромки: пёс Артос и пёс Фомка. Артос был тощий, лупоглазый. Едва задень – и в драку сразу. Сам не задира, но драчун. А Фомка? Фомка был ворчун. Нос у Фомки острым клином. Хвост у Фомки длинный-длинный».

Заметили? Повесть-сказка написана рифмованной прозой и читается очень легко. Собаки в книгах Константина Лагунова общаются между собой как обычные люди: обсуждают новости, переживают, разговаривают. И проявляют такие же качества, какие есть у людей: щедрость и жадность, смелость и трусость, лживость и честность.

Хозяин Ромки Рамазана – Степан Иванович – уехал на Север строить трубопровод. (Трубопровод – это такая длинная-длинная «дорога» из больших труб, по которым идёт нефть или газ). Вскоре пес решил отправиться вслед за хозяином. Неразлучные друзья Артос и Фомка присоединились к нему. Тут-то и началось самое интересное! Но и самое опасное…

Ромке, Фомке и Артосу приходится преодолевать разные трудности. У путешественников появляются новые друзья, но и враги… Четвероногие герои попадают на знаменитое нефтяное месторождение Самотлор, в край смелых людей и умных машин.

«А я не знаю до сих пор, что такое Самотлор, – высказался Фомка, сделав хвост вопросительным знаком.
– Это круглое озеро, – пояснил Красный Лис. – Под ним глубоко-глубоко в земле есть огромная каменная пещера, наполненная нефтью. Люди в потолке пещеры дыры сверлят. В них трубы вставляют. По тем трубам нефть из-под земли куда надо – туда и потечет.
– Зачем она людям? – спросил Артос.
– Кто их знает? – почесал за ухом Красный Лис.
Тут Ромка вспомнил, что слышал о нефти от Степана Ивановича, и закричал:
– Я знаю! Я слышал! Без нефти автомобили не ходят. Самолеты и ракеты не летят».

Ромка, Фомка и Артос видят, как добывают нефть – «черное золото». Вместе с ними и мы знакомимся с очень важными событиями, которые происходили в нашем крае в то время. Началось освоение нефтяных богатств Тюменского севера. В глухой тайге и на нехоженых болотах развернулось громадное строительство. Вырастали нефтяные вышки, появлялись дороги… Строить это всё было невероятно трудно, но все препятствия преодолевались, чтобы наша страна получила нефть.

У сказок Лагунова всегда счастливый финал, за это их любят читатели. А еще за то, что вместе с героями мы понимаем, что важно для достижения цели. Это дружба, мужество, вера в добро, умение держать слово. И, конечно же, любовь к родной природе, ко всему живому – зверю, птице, дереву или цветку. А это и есть любовь к Родине.

Конкурсные задания:
  1. Прочитай книгу Константина Яковлевича Лагунова «Ромка, Фомка и Артос» или посмотри трехсерийный мультфильм про этих неразлучных друзей. Нарисуй трех главных героев повести-сказки или то, что больше всего тебя впечатлит.
  2. Изобрази, как по представлению Красного Лиса выглядит нефтяное месторождение Самотлор?
  3. В чем, по твоему мнению, выражается любовь к Родине? Нарисуй свои мысли.

Тема 13. 190-летие живописца Василия Григорьевича Перова

В 2024 году исполнилось 190 лет со дня рождения великого русского художника и нашего земляка – уроженца Тобольска Василия Григорьевича Перова.

Будущий великий художник родился 2 января 1834 года в древней столице Сибири в семье губернского прокурора. Начальное образование художник получил от матери и нанятого учителя, который обучал его письму и обнаружил у Василия каллиграфические способности. За красивый почерк наставник прозвал своего ученика Перовым.

В Тобольске его отец, барон Григорий Криденер общался с ссыльными декабристами, за что был вынужден покинуть свой пост и со всей семьей переехать в Нижегородскую губернию, где стал управляющим помещичьим имением. В Арзамасе юный Василий окончил уездное училище и поступил в художественную школу Академии живописи. В этом учебном заведении юноша три года обучался мастерству рисунка. Основатель школы разглядел в юноше талант живописца и посоветовал продолжить обучение. С благословения отца Василий уехал в Москву и поступил в училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1856 году за представленный в Академию художеств портрет брата Николая Криденера Василий Перов был отмечен малой серебряной медалью. В следующему году написанная им картина «Приезд станового на следствие» принесла художнику большую серебряную медаль. Получив образование, Василий Перов переехал в Санкт-Петербург. В 1861 году он написал картину «Проповедь в селе», за которую спустя несколько лет получил большую золотую медаль и право поездки на учебу за границу.

Героями картин Василия Григорьевича Перова были простые и трудолюбивые люди с нелегкой судьбой. Написанные им картины показывали тяжелое положение наемных рабочих. Персонажи картин как будто с укором смотрят на зрителей, отмечали исследователи. За картины «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» Василию Перову присудили звание академика живописи.

Одну из самых эмоциональных картин «Тройка» художник посвятил теме детского труда. На этой картине трое уставших и замерзших детей тащат по зимней улице сани с бочкой, полной воды. Художник писал героев картины с натуры. Двух натурщиков он нашел сразу, а вот третьего – мальчика – долго не мог найти.

Однажды автор встретил на улице крестьянку с сыном Васей и сразу понял, что именно такой мальчик нужен для картины. Когда картина была закончена, ее купил коллекционер живописи. Через несколько лет к художнику пришла мать Васи и рассказала, что ее сын заболел и умер. В галерее женщина упала перед картиной на колени и стала молиться. Увидев эту сцену, Перов написал портрет Васеньки и подарил его женщине.

С 1868 года Василий Григорьевич стал уделять большое внимание написанию портретов. В них он стремился воссоздать на холсте внутренний мир человека. Одним из лучших его образов считается портрет Федора Достоевского.

В 1871 году Василий Перов начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В этот период времени он показал на выставках картины на «охотничью тему, и среди них – всемирно известную работу «Охотники на привале». Вот как отозвался о картине писатель Федор Достоевский: «Что за прелесть! Мы ведь почти слышим и знаем, об чем говорит охотник своим приятелям, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».

Все картины нашего земляка Василия Григорьевича Перова были о жизни простых людей, которую он наблюдал, начиная с детства в Тобольске. Свои личные переживания и настроения он вносил в создание каждой картины. Отголоски жизни в Сибири нашли отражение во многих картинах великого живописца. За эти картины художника ценят, любят и помнят поклонники живописи во всем мире.

Конкурсные задания:
  1. Нарисуй, как юный Василий пером выводит буквы под присмотром учителя.
  2. Изобрази, как художник пишет портрет мальчика Васи из картины «Тройка».
  3. Нарисуй, как художнику позирует писатель Федор Достоевский.