НОМИНАЦИЯ «СИБИРЬ ДУХОВНАЯ»
Тема 1. Симеон Верхотурский – чудотворец, покровитель Сибири
320 лет назад на Урале мощи праведного Симеона были торжественно перенесены из села Меркушино в Верхотурье. С тех пор этот святой стал именоваться святым праведным Симеоном Верхотурским.
В Тюмени 125 лет назад в храме Архангела Михаила один из приделов освящен в честь этого святого, там есть его икона.
Праведный Симеон родился в начале XVII века. Сын знатных родителей, он уехал из европейской части России за Урал и прибыл в Верхотурье. Город этот был известен тогда как бойкое торговое место Сибирской губернии5. Симеон недолго пробыл в самом городе – чтобы избежать мирской суеты, он поселился в селе Меркушино.
Величественные кедры и ели, густые леса, местами прекрасные долины, вздымавшиеся скалистые утесы… Сама природа этого места располагала к мыслям о Боге.
Симеон не жил постоянно в Меркушино, а часто странником ходил по окрестным деревням или уединялся на берегах реки Туры, в молитвах беседуя с Создателем. Симеон не хотел, чтобы руки его оставались праздными, поэтому шил шубы – зарабатывал себе на пропитание и помогал другим. А летом на берегу Туры садился под раскидистой елью на камень и ловил рыбу.
Симеон был смиренным и бескорыстным человеком. Он работал в домах крестьян, где нередко приходилось испытывать разные неудобства и лишения, но он все переносил безропотно. Часто, когда работа для какого-либо селянина была не совсем закончена, Симеон тайно уходил из дома. За это его осуждали, но позже люди поняли: он поступает так, чтобы не брать плату за свой труд. Ко всем относился Симеон приветливо, старался всем служить, всем помогать.
Симеон посещал в селе Меркушино храм во имя Архистратига Божия Михаила. Когда праведник, еще не дожив до старости, умер в 1642 г., тело его было погребено недалеко от этой церкви.
Спустя полвека люди заметили, что гроб праведного Симеона стал подниматься из земли. Все были поражены таким явлением, но еще больше, когда сквозь доски увидели нетленные останки. От них люди стали получать чудесные исцеления.
Спустя время к святым мощам Симеона за помощью, избавлением от болезней уже ехали люди не только из близлежащих деревень, но и из дальних краев.
У жителей Верхотурья было желание почтить достойным образом праведника. Поэтому 25 сентября 1704 г. состоялось торжественное перенесение мощей славного угодника Божия в Николаевский Верхотурский монастырь. И святой Симеон с тех пор стал именоваться Верхотурским. А в селе Меркушино на месте, где была могила праведного, забил целебный источник.
Сейчас в Меркушино два храма: Свято-Симеоновский храм, построенный в 1886 году над могилой праведного Симеона и величественный Михаило-Архангельский храм, построенный тоже в XIX веке. После революции Михаило-Архангельский храм был взорван, но восстановлен в 2004 году.
А в Тюмени, в храме Архангела Михаила один из приделов6 освящен в честь этого святого, есть его икона. Сибиряки вот уже три столетия считают Симеона своим покровителем.
- Изобрази, как Святой праведный Симеон Верхотурский ловит рыбу, сидя на камне под елью, или шьет шубу в доме селянина.
- Нарисуй целебный источник, забивший на месте могилы праведника.
- Изобрази, как могло выглядеть торжественное перенесение мощей Симеона Верхотурского в Николаевский Верхотурский монастырь.
Тема 2. 135 лет Никольской церкви в селе Утешево
Есть совсем рядом с Тюменью село Утешево, ему больше двухсот лет. Когда-то после большого пожара в Тюмени, сюда перебрались жители города – погорельцы и построили себе дома. Чтобы жить здесь и утешится после беды. Поэтому так и назвали село – Утешево.
Но какое село без православного храма? Он очень нужен был людям! Только вот строительство церкви требует много денег, а крестьянам их взять было неоткуда. Но мир не без добрых людей. Нашелся такой человек и для утешевцев, точнее целая семья – Кухтерины.
Это была очень известная и богатая в то время семья купца и промышленника Евграфа Николаевича Кухтерина. А родом Кухтерины – из Тюменского края.
На деньги Евграфа Николаевича было освящено место в селе Утешево и начато строительство. Храму было решено дать имя Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.
Святителя Николая в России еще называют Николой-угодником, о нем говорят: «Никола-угодник – первый помощник». Это значит, что к святителю Николаю обращались с молитвой за помощью в любой трудной ситуации, в любом деле, при всяком сомнении, в путешествии. Чуткость и отзывчивость на просьбы простых людей, своевременная и щедрая помощь Николая-угодника сделали его особо любимым святым у православных верующих.
Кухтерины заказали проект Никольской церкви архитектору Богдану Богдановичу Цинке. Это очень известный в нашем крае архитектор! По его проектам в XIX веке было вновь построено и перестроено полтора десятка храмов в Тюмени, Кургане и даже Салехарде! Вот какой именитый зодчий потрудился для утешевцев.
Евграф Николаевич Кухтерин не дожил до окончания строительства церкви, однако дело его продолжил старший сын Алексей Евграфович.
В 1889 году возведение храма было закончено. Это был небольшой, но очень светлый, нарядный и словно устремленный ввысь храм…
Заметим, что забота о Никольской церкви и утешевцах у Кухтериных продолжалась: они построили дома, в которых жили священник и псаломщик, платили им. Спустя время при церкви была открыта школа грамоты, в которой обучались утешевские мальчики и девочки.
К сожалению, наступили для православных тяжелые времена: храм был закрыт, частично разрушен, а уцелевшая часть использовалась для хранения зерна.
Возрождение храма жители Тюмени, села Утешево, а также соседней деревни Горьковки начали уже в наше время – 35 лет назад.
В 2003 г. на пожертвования прихожан и администрации Центра реабилитации «Тараскуль» были отреставрированы кресты храма. В 2010 году были освящены и установлены на колокольню семь колоколов, пожертвованные тюменцами – супругами Виктором Тимофеевичем и Татьяной Семеновной Пушкаревыми…
Так, к настоящему времени Никольская церковь в Утешево вновь обрела свой праздничный вид. Сюда идут и идут люди, чтобы в молитве обратиться за помощью к Николаю Чудотворцу и всем святым, Божией Матери и Спасителю…
Вот как отозвалась одна из сегодняшних прихожанок, Ирина, о Никольской церкви: «Люблю этот храм! Душа радуется, когда звонят колокола! Храм небольшой, но такой светлый, уютный, родной… Служба проходит в выходные, а на неделе можно зайти в церковь, поставить свечи, помолиться…»
- Изобрази освещение нового храма в селе Утешево в честь святого Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.
- Нарисуй установление колоколов на колокольню Никольской церкви села Утешево в наши дни.
- Изобрази момент службы в храме села Утешево.
Тема 3. 30 лет татарскому музею в селе Ембаево
В 2024 году Ембаевскому сельскому музею исполняется 30 лет. Этот удивительный музей хранит сокровища и реликвии народной памяти жителей старинного села. В этом музее можно погрузиться в историю и узнать традиции татарского народа.
Музей в Ембаево открыли в 1994 году и за три десятилетия он стал популярным туристическим объектом, важным местом просвещения и яркой достопримечательностью для гостей и путешественников. Среди расположенных вокруг Тюмени сел, Ембаево является удивительным местом, обладающим богатой и интересной историей, самобытными традициями, уникальной архитектурой, где живут достойные, добрые и отзывчивые люди.
Село Ембаево не многим младше Тюмени – в 2023 году жители отметили 425-летие родного села. Его главная достопримечательность – уникальный архитектурный памятник, объект культурного наследия регионального значения Ансамбль Большой мечети, который был возведен в 1888 году купцом Нигматуллой-хаджи Карамшаковым- Сейдуковым.
На специальной площади был построен целый комплекс культурно- просветительских сооружений, в который входили мечеть, медресе, библиотека, гостиница, столовая, конюшня, столовая-кухня, замкнутых по периметру прямоугольного двора оградой с воротами. В здании духовного училища в настоящее время и работает сельский музей.
В декабре 1989 года в администрацию Тюменского района обратилась ассоциация татар с предложением открыть музей в селе Ембаево. Постановлением главы района был основан районный музей татарской культуры. В 1994 году Ембаевский сельский музей, который расположился в здании бывшего Магометанского духовного училища на территории архитектурного комплекса Ансамбль Большой мечети, открыл двери для посетителей.
В настоящее время Ембаевский сельский музей – единственное музейное учреждение в Тюменской области, целиком посвященное истории и культуре сибирских татар. Фонды музея – богатое собрание музейных предметов, подобранных по коллекционному принципу и отражающих культурно-историческое своеобразие местности. Музей стал подлинным историко-культурным центром, способствующим сохранению татарского языка, фольклора, традиций и обычаев сибирских татар. Коллекции музея сформированы с опорой на материальное и духовное наследие сибирских татар, выходцев из Бухарского ханства, историю формирования этнических общностей, их культуры, традиций и бытовых особенностей. Среди экспонатов музея выделяются уникальные элементы татарского национального костюма, вышитые золотом, указывающие на существование прочных связей территории Сибирского ханства с Бухарским ханством посредством караванных торговых путей.
В составе этнографического фонда наиболее представлены предметы татарского национального костюма и предметы быта сибирских татар. Большую научную и историческую ценность имеет коллекция декоративно-прикладного искусства: элементы национальных костюмов, мозаичная кожаная обувь, женские головные уборы и тюбетейки с золотными узорами. В фондах музея представлены коллекции прикладного искусства, этнографии, культовых предметов, а также редкие и уникальные предметы, отражающие историю и культуру татарского народа, имеющие историческую и духовную ценность.
Приходя в музей, гости открывают для себя мир национальной культуры сибирских татар, жителей славного села Ембаево под Тюменью.
- Нарисуй, как могут выглядеть экспонаты сельского музея в Ембаево – туфли, расшитые золотом костюмы и тюбитейки.
- Изобрази момент открытия музея в селе Ембаево, которое произошло 30 лет назад.
- Нарисуй посетителей музея, приехавших в село для знакомства с национальной культурой сибирских татар.